Урок в 8-ом классе

 

Тема  урока: Урок-суд  «Наполеон   Бонапарт: личность  в  истории»

Тип   урока: « Повторительно-обобщающий   урок».

Форма  урока:  игра  смешанного  типа, сочетающая  элементы 

                             ретроспективной  и  деловой  игры.

 

Цели  и  задачи   урока:

1.Урок  призван  обобщить  и  закрепить  знания,  полученные  при  изучении темы;  всесторонне  рассмотреть  и  оценить  деятельность  личности  Наполеона, его  роль  в  мировой  истории.

2.Продолжить  формирование  оценочных  суждений; развивать  навыки  самостоятельной  работы  с  различными   источниками  знаний, прививать культуру. Навыки  обработки  и  систематизация  материала, аргументацией различных  точек  зрения  и   собственного  мнения.3.Воспитывает  нравственные  ориентиры, в  числе которых - способность  сопереживать  другим  людям, воспринимать  опыт  других  эпох   и понимание, уважать  личность  и  права  человека, быть  терпимым  к  иным точкам  зрения, уважать  историческое  прошлое  своего  и  других  народов.

 

   Оборудования  урока:

 

-Учебник: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, Новая  история     8 кл.

-Хрестоматия по  новой  историй: первый  период: Пособие  для  учителя. Под  редакцией  П.И.Остринова  и  др.

-Журнал: «Преподавания  историй  в  школе», №4,2003г.

-Карта: «Европа в начале 19 века».

-Эпиграф  урока: «Мыслящий  исследователь   вглядывается  в  памятники  прошедшего  для  того,  чтобы  найти  в  этом  прошедшем  материалы  для изучения  человека  вообще, а  не  для  того,  чтобы  погрозить  кулаком покойнику  Сидору  или  погладить  по  головке  покойника  Антона».                                                                                                        

                                               (Д.И.Писарёв)

                    Основные  этапы  урока:

Подготовительный  этап: Учитель   выбирает  тему,  определяет  цели   и задачи  урока,  доводит   их  до  сведения   учащихся. Распределяются   роли (председатель  суда, судьи,  присяжные, прокуроры и их  помощники, адвокаты и  их  помощники, свидетели, корреспонденты  газет).  Даются рекомендации  по  дополнительному чтению. Ребята  работают  как индивидуально, так  и  в  учебных      микро группах   и  в  учебных  парах.                                                                       

Портрет Наполеона   Бонапарта   в    окружении  его       высказываний; « Россия: 1812  год»;  «Война  всегда  война…».

На  подготовительном   этапе  игры  учитель  выступает  в  роли  инструктора: в ходе  индивидуальной  работы  заслушивает  и  корректирует   каждое  выступление.  Готовить  выступление  с  позиции  обвинения  и  защиты   одного  и  того  же    человека   ребятам  интересно: возникает   необходимость рассмотреть  изученный   материал   с  различной  позиций, аргументировать  свою  точку  зрения.  В  сложном  процессе  отбора  материала  для  выступления  школьники  учатся   уважать   труд  своих  одноклассников   и  их  мнения. Когда  все  тексты   выступлений  проверены  и  отработаны, ученики  под  руководством  одноклассника, выбравшего  роль  председателя  суда, выстраивают план  проведения  игры  и  порядок  выступлений, вместе с учителем   определяется    регламент  урока. Вводный  этап.   Учитель   проводит  мотивацию  деятельности,  акцентирует  внимание   школьников   на   актуальности  и  значимости  темы. Основной  этап.   Игра  проходит  по намеченному  плану. Учитель  выполняет

роль  ведущего  либо  передает  эту  роль  председателю  суда и   присутствует на  уроке в качестве  присяжного  или  наблюдателя.

Оценочный  этап.  Организуется  рефлексия. Учащиеся  получают  анкету  и заполняют   её. В анкете выражают пожелания и свое мнение об уроке.

                                

Ход  урока

 

Учитель.  Интерес  потомков  неизменно  привлекают люди, оставившие  в прошлом  глубокий  след.  Наполеону  просвещенны  многочисленные   научные  и  художественные  произведения; по   сей  день   во  всем  мире  у  него  остаются  как  поклоннику, так  и противники. Наша  задача - взглянуть  на  Наполеона  Бонапарта-человека  удивительной, необыкновенной  судьбы-глазами  людей  разных  убеждений  и  судеб  и  попытаться  оценить  его  роль в  истории.

Представители  прессы: (Раздают  заранее  отпечатанные   номера  газет  с портретом   Наполеона.)  Сенсация!  Только  наша  газета  раскрывает  все тайны  величайшего события  в  истории!  Суд  над  Наполеоном! Как  сложится судьба  этого  талантливого  и  властолюбивого  человека?  Следите за  ходом  суда  вместе  с  нами!

Корреспондент  газеты  «Таймс»  Клэр  Дэйвор. В  преддверии  суда  наша газета  публикует  статью  под  названием «Наполеон  Бонапарт.  Кто  он? Великий  злодей  или  великий  герой?».в  ней   гворится: «Очень  скоро  мы   станем очевидцами  суда  над  человеком,  который  уже  заставил  говорить  о себе   современников  и  заставит,  говорит  о себе  потомков.Наполеона  будут  обвинять  и  защищать  самые  известные  юристы  нашего  времени. Нам   известно, что  в  качестве  свидетелей  приглашены  солдаты   французской   армии, жители  воевавших  с  Наполеоном  стран,  а  также  его  родные. Какой приговор  вынесут  глубокоуважаемые  судьи?»

 

Присяжным  раздаются   листы  с  вопросом: виновен  ли  Наполеон  перед человечеством?

Председатель  суда. Прошу всех  встать. Начинаем   судебное  разбирательство по делу  Наполеона  Бонапарта, 1769  года   рождения, уроженца  острова Корсика,  города  Аяччо. Человека, с  которым  связаны   целый  период   истории  Франции, а также  серия  войн  за  господство   над  миром. Слово  для обвинения   представляется  прокурору  Марии  Каролине  де  Сталь. Прокурор  Мария  Каролина  де  Сталь. Считаю  себя  вправе  напомнить  вам,

что  военные  преступления  и  преступления  перед  человечеством  не имеют  срока  давности. Каждый, кто  повинен  в  смерти  людей, должен  понести   суровое  наказание. Я  обвиняю  человека  ,имя  которого  Наполеон,  и  предъявляю  ему  следующие  обвинения: в  организации  и   развязывании  войны  против  человечества; в  установлении  тирании  во  Франции;  в  навязании  своей  воли  и порабощении  других  народов  мира; в  гибели Великой  армии (погибли  579  тыс. человек); в  нанесение  России  огромного  морального  и   человеческого  ущерба;  в  унижении  и  превращении   в  пепел    Смоленска, Пскова,  Калуги,  Вязьмы,  Малоярославца  и  других  городов;  в  нанесение  громадного  урона  промышленности  и  сельскому  хозяйству  России;  в  уничтожении  монастырей, соборов, церквей, казенных   строений; в   материальных  потерях  частных  лиц  в  столице  и  уездах; в уничтожении  и  разграблении  Москвы. В  начале  19  века к власти  во  Франции  пришел  дерзкий, хладнокровный, непреклонный, амбициозный  человек-Наполеон  Бонапарт, имевший  необузданное  стремление  к  господству  и   владычеству. Униженный   нищетой  с  детства, не  имевший  друзей, он   чувствовал  некую  ущербность, которую   компенсировал  неимоверным  рвением  к  учебе,  трудолюбием, жаждой  славы. Он  обладал  гипнотическим  магнетизмом, не  любил  себе  подобных  людей-сильных  и  властных. С  приходом  на  престол  он  потерял  чувство  реальности,  заболел  манией  величия,  поставил  себя  выше  Бога. Наполеон  не  мог  жить  без  войны. Война  была  его  стихией. Считаю  себе  обязанной  обратить  внимание   и  на  другое:Наполеон  не  был  верен  своей   армии, мог  бросить  ее  в  самую   тяжелую  минуту. Тайно  покинул  Египет, бежал  из  России, оставил  солдат  умирать  там  от  голода, холода, болезней.

А  теперь  я  попрошу  заслушать   показания   свидетелей. Председатель  суда. Приглашается  свидетель  для  дачи  показаний.

 

Архарова  Елизавета  Тимофеевна. Возможно, мое   выступление  покажется  жестоким, но  я   расскажу  обо  всем, что  видела  своими  собственными  глазами. Госпиталь, в  котором  я   работала,  находился  близ  Москвы. Как  известно,  самым  крупным   сражением   войны  была  битва  на  Бородинском  поле. Россия  оплакала  гибель  более  сорока  тысяч  убитых,  тысячи  людей  были  ранены. К  нам  поступали  сотни   раненых    и  покалеченных  солдат.У  них  были  очень  тяжелые  ранения, некоторые   поступили  к  нам  без  рук, ног, с  изуродованными  лицами.У  на  в госпитале  не  хватало  сестер, и  многие  женщины, не  имея  специальной  подготовки, помогали, как  могли. Бывали  случаи, когда  в  госпиталь   поступали  раненые  дети. Помню, я  оказывала  помощь  солдату, который  в  результате  ранения   был  изуродован  до  неузнаваемости.  Он  не  мог   самостоятельно  передвигаться, не  мог 

самостоятельно  питаться, он  был  беспомощным.  Нередко  мы  оказывали  помощь  и  изувеченным   войной  французским   солдатам. Я  обвиняю   Наполеона  в  том, что  он  оставил  после  себя  кровь,  разрушения, могилы, слезы. Имя  Наполеона- символ  страданий  и смерти  людей, которые  могли  бы   жить  и  быть  счастливыми.

Председатель  суда. Приглашается  следующий  свидетель  для  дачи  показаний.Ж а н  Л ю к  Р у л л е. Я бывший солдат армии Наполеона в 1812г. участвовал в походе на Россию. После Бородина, где наши потери были велики, мы всё-таки вступили в Москву. Город был мёртв и горел. Мы превратились в грабителей и мародёров. Шестого октября мы покинули Москву, но на нашем пути встала окрепшая русская армия. Под Малоярославцем мы проиграли сражение, и нам пришлось отступать по разорённой дороге. На нас нападали партизаны. Голодные, боящиеся каждого шороха мы стали похожи на какой-то сброд. Как только Наполеон понял что поход проигран, он бросил свою армию со словами: «Армии больше нет!» Мы принесли ему славу, мы верили в него, но были брошены в чужой стране на произвол судьбы.        П р о к у р о р  М а р и я К а р о л и н а д е С т а л ь. Выслушав показания свидетелей, считаю необходимым обратить внимание на то, что Наполеон вошёл в историю человечества как безжалостный завоеватель, равнодушно переступающий через жизни людей, ломающий судьбы целых народов и стран если суд оправдает Наполеона Бонапарта, мы будем вынуждены оправдать все последующие войны в истории.          М и ш е л ь Л е р у а. История – самый объективный и самый беспристрастный судья. Франция ризнала Наполеона своим национальным героем кто же он Наполеон Бонапарт? Великий полководец? Ловкий политик? Великий француз и национальный герой Франции? Так считают его соотечественники. Наполеон выдвинулся в великое для Франции время - в годы революции. Ему помогли его военный талант, слава полководца. В период революционных войн, когда французскую республику атаковали со всех сторон армии с соседних, он защищал отечество, революцию. Поднимаясь, все, выше он стал императором. Говорят, что Наполеон предал революцию. Это не так, он защищал её с оружием в руках. Как политик, он понимал прогрессивность нового буржуазного строя. При Наполеоне Франция стала сильной буржуазной империей.

          Как вели себя соседние, недавно агрессивные по отношению к Франции государства? Они заигрывали с Наполеоном, трепетали перед ним. Австрийский император отдал ему в жёны свою дочь Марию-Луизу.

        П р е д с е д а т е л ь  с у д а. Слово предоставляется свидетелю             Жану-Жозефу-Батисту Альберту.

        Ж а н – Ж о з е ф – Б а т и с т  А л ь б е р т . Я солдат французской армии, служил в 1-й бригаде 6-й дивизии генерала Леграна 2-го пехотного корпуса маршала Удино. Я участвовал во многих сражениях, в том числе при Бауцене, Лютцене и других. Получил Орден Почётного Легиона II степени за храбрость, проявленную в боях. Я восхищаюсь моим императором. Для меня он – олицетворение патриота, человека, готового на всё ради славы родины. Бонапарт обладал феноменальными способностями: сообразительностью, великолепной памятью, мужеством, остром умом, даром дипломата и артиста, огромной работоспособностью. Он был внимателен к своим подчинённым: солдатам исправно платили жалованье, награждали за заслуги. Император был образованным человеком, всегда возил с собой книги, они занимали большую часть его багажа. Наполеон уже вошёл в историю как великий стратег и тактик. Известны примеры, когда его решение переламывали ход битвы в его пользу. Я приклоняюсь перед его мужеством и храбростью. Он всегда был впереди армии, при осаде Тулона под его конём взорвался снаряд. Нельзя забывать и того, что он сделал для нашей страны. Франция стала одной из самых развитых стран мира. Составил Гражданский, Уголовный, Торговые кодексы. Наполеон расширил границы своей страны, укрепил её авторитет в Европе.

          П р е д с е д а т е л ь  с у д а . Слово предоставляется адвокату Джону Маккартни.

          Д ж о н  М а к к а р т н и. Обвиняя Наполеона в деспотии, развязывание, покорении народов и узурпации верховной власти, мы не должны забывать о том, что он принёс Франции, её народу и всему миру. В первую очередь – укрепление политических и экономических связей между странами, как завоёванными французской армией, так и оставшимися непокоренными. Наполеон стёр границы между многими государствами, не просто присоединив их к территории Франции, но создав империю, единую экономическую систему с развитой торговлей. Укреплению экономических связей способствовало активное строительство дорог. С облегчением торговли стали быстро развиваться ремёсла. Поэтому захват Франции ряда стран не разрушал, а укреплял и  стимулировал рост экономики. Нельзя не признать и того, что завоёванные Францией территории в Северной Африки стали развитыми экономическими областями, центрами крупных районов, которыми до сих пор и остаются. Прошу обратить также внимание на необычайные способности Бонапарта, о которых уже в XIX в. писали такие великие поэты и писатели, как Пушкин, Лермонтов, Стендаль, Достоевский. Гений его неоспорим, его победы говорят сами за себя. Он был талантливым дипломатом. Вспомним, как при заключении Тильзитского мира Наполеон сумел убедить Александра I объявить блокаду Англии, под которой Россия не получила никаких преимуществ, даже понесла серьёзные убытки. Бонапарт заложил основы законодательства Франции, его Гражданскому кодексу суждена долгая жизнь. Я хотел бы обратить ваше внимание, что Наполеон был высокообразованным человеком. Во всех поездках с ним всегда был сундук с книгами. Император имел незаурядный поэтический дар. Он вкладывал все силы и средства в достижение поставленной цели, не жалел себя; был самокритичен, а потому имел полное моральное право требовать того же от других. Основной принцип Наполеона «цель оправдывает средства» был хорошо известен всем его соратникам, и они добровольно шли на смерть во славу родины и императора. Как все великие личности он был популярен в народе.

           Наполеон I Бонапарт, император Франции, был великой личностью. Если бы он родился со склонностью к точным наукам, то обязательно изобрел бы вечный двигатель. Но Бонапарт родился великим политиком, стратегом, поэтому он не мог не покорять мир. Нельзя судить человека за неординарность, способности и гениальность. Ведь именно гении движут цивилизацию и прогресс. Без них человечество было бы одноликим и серым.

           П р е д с е д а т е л ь  с у д а . Прошу всех встать. Суд принял решение: Наполеон Бонапарт навсегда остаётся в истории как целеустремленный и талантливый человек, крупный полководец и выдающийся политик, но именно Наполеон Бонапарт развязал целую серию войн, которые несли несвободу другим народам, в результате которых страдали и гибли люди, разрушались и уничтожались культурные памятники. Как зачинщик войн во имя мирового господства Наполеон Бонапарт виновен перед человечеством.

           У ч и т е л ь . Итак, мы убедились, что Наполеон Бонапарт был личностью противоречивой. Его имя ассоциируется с честолюбием, деспотической властью, разрушительной силой войны. Но оно же напоминает нам о смелости и отваге, таланте, мужестве и целеустремлённости этого человека. Наполеон был представителем своего времени, при чём одним из наиболее ярких его представителем.

         Организация домашнего задания.§7,8, выписать и объяснить новые слова.

         Выразите своё отношение к личности Наполеона Бонапарта.

 

 

 

Hosted by uCoz